Классификация сохранности монет

Для определения коллекционной стоимости монет существенное значение имеет сохранность монеты и ее редкость. В этой статье мы будем говорить об определении степени сохранности монет.

На нашем аукционе действует следующая система классификации сохранности старинных монет:

  • Poor - не идентифицируется, монета не поддается определению;
  • Fair - почти не идентифицируется; 
  • AG (almost good) - почти хорошее;
  • G (good) - хорошее (G-4, 6); 
  • VG (very good) - очень хорошее;
  • F (fine) - отличное; 
  • VF (very fine) - совсем отличное; 
  • XF (extremely fine) - превосходное; 
  • AU (almost uncirculated) - почти необращавшиеся;
  • UNC (uncirculated или mint state) - необращавшиеся;

UNC

Монеты высшей степени сохранности, не имеющие механических повреждений и дефектов чеканки.

Монеты необращавшиеся (англ.: "uncirculated"; нем.: "praegefrisch" и "bankfrisch"). Это монеты, которые не находились в свободном обращении и поэтому не имеют повреждений, связанных с обращением. Они могут иметь технологические повреждения (видимые невооруженным глазом очень мелкие царапины, заусеницы, насечки), образованные от ударов монет друг о друга при выбросе в автоматические накопители станков, при пропускании через скоростные автоматические машины пересчета, при насыпании в мешки навалом и при внутрицеховых и складских перемещениях в этих мешках как на монетных дворах, так и в хранилищах при подготовке их к выпуску в обращение. Монеты этого качества, как правило, имеют свежий матовый металлический блеск по всей поверхности.

AU

Монеты не бывшие в обращении, допускаются небольшие дефекты чеканки (непрочеканы, отслоения, смещения штемпеля, небольшие царапины и т. п.)

Англ.: About Uncirculated, иногда используют Almost Uncirculated. Монеты практически не имеют износа, а лишь незначительные потертости самых высоких частей рельефа. Большая часть чеканного блеска присутствует, в том числе и на открытых поверхностях. Дефекты монетного кружка (заготовки) а так-же приобретённые дефекты соответствуют этой оценке.

XF

Исключительно хорошая сохранность (англ.: "extremly fine"; нем.: "vorzueglich erhalten"). Относятся к монетам, находившимся в обращении очень короткое время. Помимо обычных технологических повреждений, упомянутых выше, эти монеты имеют различимые невооруженным глазом легкие потертости незначительных по площади самых высоких участков рельефа. Контуры рисунков контрастны, все мельчайшие детали рельефа сохранены. Свежий металлический блеск на большей части поверхности монеты отсутствует. Глубоких царапин и других серьезных дефектов нет.

VF

Очень хорошая сохранность (англ.: "very fine"; нем.: "sehr schon erhalten"). В отличие от предыдущих степеней качества, монеты этой категории находились в обращении более продолжительное время. Монеты имеют заметные потертости всех выступающих участков рельефа, самые мелкие детали рельефа уже повреждены, но еще отличимы, контуры рисунков еще довольно резкие, общий вид монеты хороший. Свежего металлического блеска нет даже на отдельных участках. Как и в предыдущих категориях, допустимы мелкие царапины, насечки и заусеницы.

F

Хорошая сохранность (англ.: "fine"; нем.: " schen erhalten"). Относится к монетам, находящимся в обращении значительное время и имеющим заметные потертости по всей поверхности. Отдельные мелкие детали рельефа стерты полностью, однако рельеф и надписи легко различимы. Контуры рельефа уже потеряли резкость. Допускаются легкие царапины и другие повреждения, несколько серьезнее обычных технологических повреждений.

VG

Весьма удовлетворительная сохранность (англ.: "Very good"; нем.: "sehr gut erhalten"). Относится к монетам со значительными потертостями всей поверхности. Остались различимыми лишь крупные детали рисунков, мелкие фрагменты декоративной орнаментовки: колосья, листья растений, точки, звездочки и проч. - стерлись почти полностью. Возможны значительные царапины, насечки, зазубрины.

G

Удовлетворительная сохранность (англ.: " good"; нем.: "gut erhalten"). Относится к монетам, на которых остались различимы только основные контуры рисунков. Надпись и дата выпуска трудно различимы.


Монеты улучшенного качества чеканки и пруф (Proof), если они находились в обращении без защитной капсулы или другой упаковки и приобрели потертости и иные повреждения, также оцениваются по степени сохранности как обычные монеты.

При определении сохрана монеты используются промежуточные значения данных категрий, как то : XF+, F+VF-, aUnc (почти унц). Монеты коллекционного качества, как правило, принято считать от сохрана XF-VF. Градация данная достаточно условна, и разные источники могут по разному оценивать одну и ту же монету.

Третьим фактором, кроме износа и качества изготовления, являющихся основой всех стандартных градаций, необходимо также учитывать химическое или механическое воздействие, которому подвергалась монета в процессе обращения. По большей части, нижеприведенные примеры описывают недостатки монет, которые образовались от пребывания в земле или соприкосновения с руками коллекционеров, кладоискателей, археологов, реставраторов, таможенников и т.д.

Осторожная очистка может улучшить состояние, но всегда при этом существует опасность полностью погубить монету. В аукционных каталогах после описания монеты очень часто встречается именно характеристика состояния поверхности монеты и патины на этой поверхности. Экземпляры медно-бронзовых номиналов без патины оцениваются существенно ниже аналогичных монет, имеющих патину. Особенно красивая патина может существенно увеличить цену монеты, являясь помимо прочего и дополнительным подтверждением подлинности данного экземпляра.

Рассмотрим на примерах наиболее часто встречающиеся в каталогах характеристики состояния монет, которые испытали на себе различные воздействия окружающей среды, зачастую крайне враждебные.

  1. Потемневшая серебряная монета.
    Серебряная монета может иметь темный тон, который многие коллекционеры склонны предпочитать более яркому серебру. Этот тон либо натуральный, образовавшийся под воздействием времени.
  2. Радужный окрас.
    Серебряные монеты также могут иметь многоцветные оттенки, которые вызваны химическим воздействием различных веществ. Если радужная патина имеет естественное происхождение, то монета ценится выше (может стоить в несколько раз дороже белой монеты аналогичного сохрана.
  3. Абсолютно очищенная монета.
    Многие недавно найденные монеты имеют совершенно чистые поверхности. Некоторые монеты при чистке повреждаются, некоторые очищены вполне профессионально. Особенно это касается серебряных монет, которые травят слабыми растворами кислот. Недостатком подобных действий, помимо вероятности испортить монету, является и то, что при травлении с поверхности монеты наряду с грязью сходят и так называемые "признаки подлинности", например соединения сернистого серебра. Поэтому опытные реставраторы предпочитают оставлять на свободном месте монетного поля или гурте небольшой кусок неочищенной поверхности для подтверждения подлинности данного экземпляра.
  4. Зеленая патина.
    Патина на этой монете ровная и плотная, она бывает самых разных цветов, но зеленая самая распространенная среди них.
  5. Оливковая патина.
    Зеленая патина через ряд оттенков может переходить из светло-оливкого в почти черный цвет.
  6. Черная патина.
    Черная патина очень широко распространена и выглядит на монете гораздо лучше, чем на фотографии.
  7. Красная патина.
    Красная патина обычно встречается в виде пятен на монетах с патиной других цветов. Но иногда она покрывает достаточно большую площадь, чтобы классифицироваться отдельно.
  8. Голубая патина.
    Голубой, в хорошем смысле этого слова, или синий - цвет для патины более редкий, однако, встречающийся. Возможно, что определенный тип почвы имеет тенденцию создавать свой же определенный цвет патины. В результате этого в одной местности обычно находят монеты с одним цветом патины, но редко с разными.
  9. Землистая патина.
    Патина может комбинироваться с плотным земляным отложением, что создает привлекательный контраст. Это похоже на эффект, создаваемый полным стиранием патины с верхних точек монеты. Такая патина характерна для монет южных провинций Римской империи.
  10. Контрастная поверхность.
    Этот тон, контрастирующий с патиной, появился в результате износа патины в верхних точках поверхности так, что даже затронут металл. Монета на примере имеет утерянные выступающие точки на портрете.
  11. Плотная патина.
    Плотная патина ценится нумизматами, но когда ее слишком много, под толстым слоем теряются мелкие детали.
  12. Выщербленная патина.
    Плотная патина может быть разрушена по краям сколами или потертостями. Коллекционеры предпочитают патину твердую и устойчивую, потому что через такие сколы на поверхности монеты может начаться процесс коррозии, и монета быстро погибнет.
  13. Патина пятнами.
    Если патина покрывает монету не равномерно, а кусками, то это может выглядеть хуже, чем отсутствие патины вообще. Такие монеты необходимо стараться дочистить полностью, соблюдая известную аккуратность.
  14. Вторичная патина.
    Монеты, лишенные патины, со временем, при правильном хранении, начинают покрываться вторичной патиной коричневого цвета, так называемой "шоколадной". Некоторые экземпляры, благодаря такой патине, очень красиво выглядят.
  15. Остатки серебрения.
    Монеты, которые изначально были покрыты лишь тонким слоем серебра, находясь в обращении, быстро теряют часть серебряного слоя. Поверхность монеты при этом выглядит пестро и не аккуратно, поэтому многие коллекционеры предпочитают полностью тонировать такие монеты до черного цвета при помощи соединений серы.
  16. Пористая поверхность.
    Монеты без патины на поверхности могут иметь плотную или пористую поверхность. Пористая поверхность обычна для монет, найденных в реках, или является результатом грубой химической очистки. Некоторые поздние эллинистические монеты или монеты римских провинций уже изначально чеканились в таком плохом состоянии, которое являлось следствием неправильного содержания лигатуры в сплаве.
  17. Частично изрытая поверхность.
    Пористая поверхность может быть не на всей монете, а только на какой-то ее части. Замечательно, когда остаются не затронутыми самые важные части монеты, например портрет. Так на изображенной монете утеряно большая часть второстепенных деталей на монетном поле в нижней части левой половины монеты.
  18. Шероховатая и пятнистая поверхность.
    Неровные, пятнистые и безобразные поверхности, испортившие внешний вид многих монет, получаются нередко от неправильной чистки монет.
  19. Сильно изрытая кавернами поверхность.
    Коррозия сильно изрыла и тяжело изуродовала большую часть поверхности. Такая безобразная коррозия характерна для монет первого века, изготовленных из латуни и аурихалка.
  20. Механически обработанная поверхность.
    На этой монете демонстрируется удаление "больного" металла механическими инструментами, скорее всего резцом. В результате получилась очень плохая монета с глубокими кавернами.
  21. Неестественно блестящая поверхность.
    Ясно, что представленная монета была полирована, возможно, даже "отреставрирована" с восстановлением утраченных деталей, скорее всего резцом по металлу. Если монета чистится и реставрируется, то детали должны относиться именно к этой монете. Юлия Домна, переделанная в Манлию Скантиллу, представляет собой подделку, даже если результат работы хороший. Особенно отмечу, что серьезные коллекционеры никогда не берут "дорезанные" монеты, какими бы красивыми они после этого не были.
  22. Фальшивая реставрация.
    Это не просто подделка, это плохая подделка, потому что рассчитана на коллекционера, еще не читавшего ни одного каталога.
  23. Треснувшая монета.
    Трещины способны окончательно погубить монету.
  24. Обломанный край.
    У большинства античных монет несколько неровные края, обусловленные низким качеством монетных заготовок, но обламывание может случиться из-за трещин, сразу же после того, как монета покинула монетный двор. Это повреждение может быть как античным, так и результатом современной плохой очистки или небрежного хранения.
  25. Царапанная поверхность.
    Монеты, находящиеся в обращении, покрываются тонкими царапинами, которые обычно незаметны, если их не так много.
  26. Проверочный удар.
    Иногда монеты проверяли из сплошного ли они металла или нет.
  27. Обрезанная монета.
    Тонкий фланец серебряных монет Древнего Рима часто обрезался по краям личностями, создававшими личный запас драгоценного металла. Несмотря на незаконность, эта практика была очень обширна, так что многие монеты дошли до нас с полностью утраченной легендой. Ясно, что это снижает ценность монеты для коллекционера и отрицательно сказывается на продажной стоимости.
  28. Бывшее ювелирное украшение.
    Многие золотые монеты использовались в качестве ювелирных украшений и на них видны отметины от удаленных выступов или отверстия.